Ар-деко

Ар-деко (фр. art déco букв. «декоративное искусство», из Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes — «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств» 1925 г., Париж) — течение в декоративном искусстве первой половины 20 века, которое проявилось в моде, архитектуре и живописи. Представляло собой синтез неоклассицизма и модерна. Характерные черты — этнические геометрические узоры, шик, строгая закономерность, роскошь, современные, дорогие материалы (крокодиловая кожа, алюминий, серебро, слоновая кость, редкие породы дерева). В Нидерландах, США, Франции и нескольких других странах произошла постепенная эволюция ар-деко в сторону функционализма.

Международная выставка, которая прошла в Париже в 1925 году и официально называлась «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «ар-деко» . На ней выставке миру были представлены предметы роскоши французского производства, которые доказали, что Париж остался интернациональным центром стиля даже после Первой мировой войны. Золотой медалью наградили художника Вадима Меллера за его оформление спектакля в театре «Березіль».

Само направление ар-деко просуществовало вплоть до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в искусстве Европы 1920-х гг. До Америки оно дошло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne — американизированное ответвление ар-деко, которое стало визитной карточкой этого десятилетия.

Париж остался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн, который являлся самым известным из дизайнеров мебели той эпохи и, может быть, последним из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Более того, характерны ширмы Айлин Грей (Eileen Gray), стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», изделия из кованного металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, а также ювелирные изделия и часы Cartier

Символ Art Deco в декоративно-прикладном искусстве - скульптура из слоновой кости и бронзы. Вдохновляясь искусством Египта и Востока, «Русскими сезонами» Дягилева, а также технологическими достижениями «века машин», немецкие и французские мастера создали неповторимый стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., поднявший статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классические представители Art déco в скульптуре: Клер Жан Робер Колине, Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Дмитрий Чипарус, Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия), Поль Филипп (Франция).

Хотя термин ар-деко появился в 1925 г., он не был часто применяемым до смены отношения к той эпохе в 60-х годах. Мастера стиля ар-деко не входили в единое сообщество. Движение считали эклектичным, который находится под влиянием нескольких источников, к примеру:

  • «Венский сецессион» раннего периода (Wiener Werkstätte); индустриальный функциональный дизайн
  • примитивное искусство Египта, Африки и индейцев Центральной Америки
  • древнегреческое искусство (период архаика) — наименее натуралистичное из всех
  • «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже — эскизы декораций работы Льва Бакста и костюмов
  • граненые, фацеточные, кристаллические формы футуризма и кубизма
  • колористическая палитра фовизма
  • строгие формы неоклассицизма: Карл Фридрих, Буле (Étienne-Louis Boullée) и Шинкель
  • Эпоха Джаза
  • животные и растительные формы и мотивы; зиккураты; тропическая растительность; кристаллы; колористическая черно-белая гамма клавиш рояля (т. н."sunburst")
  • атлетичные и гибкие формы женщин-спортсменок, которых стаол довольно много; острые углы коротких стрижек у представительниц клубной жизни — флапперов («flapper»)
  • технологические достижения «Века машин» — такие как небоскребы и радио

Мастера ар-деко предпочитали применять такие материалы, как нержавеющая сталь, алюминий, эмаль, кожа акулы и зебры, инкрустации по дереву. Мы видим смелое использование ступенчатых и зигзагообразных форм, энергичных и широких кривых линий (в отличие от текучих, мягких, кривых модерна), клавиш фортепьяно и мотивов шеврона. Некоторые из этих мотивов декора стали очень популярными, к примеру, узор клавиш, встречающийся в дизайне батарей отопления, дамской обуви, шпиля небоскреба Крайслер билдинг и лекционных залов Радио Мьюзик Холла (Radio City Music Hall). В этом стиле охотно оформлялись интерьеры океанских лайнеров и кинотеатров, таких как «Нормандия» (Normandie и «Иль де Франс» (Ile de France)). Ар-деко был стилем шикарным, и считается, что это роскошество лишь психологическая реакция на ограничения и аскетизм в годы Первой мировой войны.

Стилевым направлением, развивающимся совместно с ар-деко и довольно близко к нему примыкало, был Streamline Moderne (название от англ. «streamline» — «линия обтекания», термина из области аэродинамики, характеризующего такие внешние формы механизмов и машин, обеспечивающие им лучшую функциональность и скорость при полете или движении). В «Стримлайн Модерн» мы находим все большее влияние промышленных штамповочных, а также аэродинамических технологий, которые берут начало от развития предметов массового производства и науки и приводят к тому, что в произведениях данного стиля появились очертания револьверных пуль или самолетов — тех предметов, для которых так важны линии обтекания. Когда дизайн первого автомобиля фирмы Крайслер, запущенного в массовую продажу «Chrysler Airflow» в 1933 г. оказался популярным, формы, которые использовали «линии обтекания» стали применяться даже для таких предметов, как холодильники или точилки карандашей. В архитектуре признаки этого стиля - скругленные углы, применявшиеся непосредственно для зданий на автомобильных развязках.

Некоторые исследователи считают ар-деко ранней формой или вариантом модернизма.

Ар-деко незаметно пропал после подъема массового производства, тогда к нему начали относится как к безвкусному, кричащему и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, как например Индия, ар-деко не исчезал до 1960-х гг и стал воротами к модернизму. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х гг. было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с очарованием 30-х гг и лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) привели к тому, что его начали снова применять в моде и ювелирном искусстве.