Модерн

Плавные очертания этих орнаментов нельзя ни с чем перепутать. Модерн нередко называют декадентским и манерным, забывая, что возник он благодаря промышленной революции XIX века и в то время его считали чрезвычайно прогрессивным и радикальным.

В Англии и России - модерн, в Австрии - сецессион, во Франции - ар нуво, в Германии - югендстиль, в Италии - либерти. Свободный, новый, молодой стиль захватил Европу на короткое время, но зато изменил ее радикально. Вместо запутанной системы исторических стилей образовался единый художественный язык, который обязан был соответствовать эпохе технического прогресса. Он проявился на набивных тканях и обоях, начал складываться на плакатах и в книжной графике, а затем подчинил мебельный дизайн и архитектуру. Его быстрое распространение произошло также благодаря всемирным выставкам, и больше всего грандиозная парижская в 1900 году, ей Европа отметила переход в новое столетие.

Модерн был провозглашен универсальным стилем, оформляющим все жизненное пространство современного человека до последних мелочей. Прихотливость форм не должна была противоречить практичности вещей и комфорту. Дом снаружи и изнутри проектировался как целостный художественный объект, который пригоден для нормальной жизни. Плавные линии растительного орнамента (иначе говоря, флореального) поднимаются к потолку по колоннам, окружают дверные проемы, струятся по раскрашенным, обтянутым тканью или покрытым лепниной стенам, перетекают на деревянные панели и соскальзывают на паркетный рисунок.

Как давным - давно в искусстве рококо, модерн старается осуществить максимальный синтез всех частей интерьера. Мебель как будто выходит из стен. Консольные полки вырастают из резьбы или завитков настенной лепки, а некоторые предметы играют роль акцентов в единой композиции помещения.

Полки и ниши вообще довольно популярны. Они не только на стенах, но и на шкафах, диванах, каминах, буфетах. Везде можно поставить фотографии, или декоративные безделицы, или книги, чье производство переживает настоящий бум.

Портьеры, обои, обивка мебели, практически всегда с незатейливым растительным орнаментом, японскими мотивами или крупными цветками. Япония в это время входит в моду. Изысканными считались палевые, лиловые, серебристые, серовато-зеленые цвета.

Модерн был всеяден и мог применять как простые, так и самые экзотические декоративные материалы и породы дерева. В дорогостоящей мебели использовались хрустальные панно, ручная резьба, инкрустация. В дешевой - штампованное тиснение на фанере, стекло и вставки фабричных украшений из меди и латуни. Новый стиль не стремится к аристократичности. Промышленное производство недорогой мебели быстро развивается, так что модную обстановку могут позволить себе и люди среднего достатка.

Модерн традиционно разделяют на два главных направления - конструктивное и декоративное. Во втором добились успеха французы, у которых мебель способна превращаться практически в скульптуру. Конструктивное направление победило и в России. Для рационального фабричного производства серийной мебели требовался рентабельный декор и упрощенные формы.

Но при своей простоте модерн практически единственный стиль, не терпящий конкуренции и не сочетающийся ни с чем другим. Да еще и самого модерна днем с огнем не сыщешь. Вот и получается, что приходится делать все на заказ: от столиков и до дверей. Зато какой получается эффект! Практически от кутюр.