Постмодернизм

Постмодернизм (постмодерн; от фр. moderne — «новейший», «современный»; и лат. post — «после» и англ. postmodernism, нем. postmodernismus, франц. postmodernisme) — совокупное название художественных тенденций, которые обозначились в 1960-е годы, противопоставили себя модернизму и претендующие на его замену.

В 1960 - 1980-е гг. в мировой архитектуре произошло формирование нового интернационального направления – постмодернизма. Его зарождение произошло в США, где постмодернизм соединил разнообразных по почерку и творческим принципам мастеров. Благодаря эмиграции мастеров модернизма в эту страну приблизительно в 1930 - 1940-е гг., его развитие достигло апогея в 50-е годы. Именно в Америке скопилась и наивысшая "эмоциональная усталость" от искусства модернизма. Вот почему протест тут стал особенно резким и способствовал формированию идеологии, а после и практики архитектурного постмодернизма – единственного из наиболее значимых направлений зодчества ХХ в., которое зародилось не в Европе.

Базой, которая объединила постмодернистов, стало отрицание современной художественной системы в роли творческой идеологии. Постмодернисты стали подвергать критике главные принципы модернизма: аскетизм архитектурных форм, функциональное зонирование городов и серийный подход к проектированию, эмоционально и эстетически ущербную архитектуру массовой застройки, чьей основной характеристикой стала угнетающая монотонность. Пример в становлении постмодерна - офис фирмы АТТ в Нью-Йорке (1978 г.), который сооружён по проекту Ф.К.Джонсона. Популярность завоевали также Пенсильвания-авеню в Вашингтоне и площадь Италии в Новом Орлеане Ч. Мура, которая связывает Белый дом и здания Капитолия, архитекторов Д.Рауха и Р.Вентури.

Появившийся постмодернизм стал благодатной почвой для возникновения новых интересных идей в дизайне интерьера. Стиль создал новое представление о дизайне как о проектировании, который ориентирован на потребителя, дал толчок к поискам значимого и яркого дизайна.

Характерной чертой постмодернизма в интерьере является нарушением формальных, привычных пропорций и классические схем. Отойдя от принципов модернизма, постмодернизм старается привнести неопределенность и контраст в относительный порядок, простоту и гармонию современных стилей дизайна интерьера. Этот стиль, который отрицает функционализм, объединил разнообразные концепции многочисленных экспериментаторов, цитаты не только из предыдущих исторических стилей, но также из сюрреализма, компьютерной графики, китча, он сочетает все современные направления: футуризм, структурализм, хай-тек. Постмодернизм стимулирует существование в одном культурном пространстве вещей, которые имеют отношение к абсолютно разным областям. Постмодернизм отошел от рациональных форм, от монохромности и обратился к красочности и декоративности, шику и китчу, индивидуальности и образной семантике элементов.

Замысел зачастую объединяет цвет с историческим эталоном. Постмодернизм рассматривают как возвращение к «орнаменту, остроуми и знаку». Появившийся как противопоставление модернизму, который доступен для понимания лишь немногим, постмодернизм, убирает дистанцию между элитарным и массовым потребителем, облекает все в игровую форму.

Постмодернизм не ставит задачи постичь реальность, а направлен отрицать ее значимость и даже отрицать реальность как таковую. Характерные черты данного стиля пародия, гротескность, игра в другие стили, ирония, сплав разных стилей прошлого. Например, псевдоклассика с нарушением традиционных пропорций или барокко и классика. Спецификой стиля является гипербола как инструмент создания яркого театрального образа среды. В самом центре помещения может стоять колонна, которая не соответствует по размерам другой обстановке, или фонтан, радующий взоры посетителей необычного кабинета.

Характерными чертами постмодернизма было маргинальность, применение готовых форм, синтетичность и сплав старого в новом контексте. В постмодернизме изменяется и функция автора: не творить, создавая новое, а перерабатывая старое.

Для постмодернизма специфичны энергичные, яркие цвета, а также серебристый, бежевый, "металлик", флуоресцентный, перламутровый; свободные линии, динамичные, символика форм в противовес модернизму с его похожими геометризованными формами, контрастное сочетании фактур и текстур. В освещении возможно сочетание светильников различных типов, к примеру, огромных люстр с неоновыми и галогеновыми лампами.

Постмодернизм - это просторные залы с оригинальными, легкими конструкциями (разборными и сборными, традиционными железобетонными и легкими алюминиевыми, балочными, арочными и вантовыми). Для декора свойственно применение искусственной кожи, хромированных и никелированных материалов, контрастные фактурные и текстурные сочетания. Окна просторные, даже иногда во всю стену, откидные, раздвижные, распашные и поворотные; раздвижные, качающиеся, телескопические, складчатые, балансирные, вращающиеся двери.

Мебели немного, но она имеет неоднородную форму: строгие формы комбинируют с обтекаемой и плавной, футуристической. Замысловатые статуэтки из металла, керамики, вазы, пластика, растения в горшках с ярким орнаментом, посуда из цветного стекла. Картины в духе кубизма, абстракционизма, постимпрессионизма, принты.

При оформлении стен исключен диктат определенного типа отделочного материала. Стены нейтральные и однотонные, с акцентированием ярких предметов декора. В стенах - ниши, стекла и пластика с использованием подсветки, геометрические вставки из металла, аэрография. Потолок однотонный, обычно он несимметричный и многоуровневый. Текстура или орнамент напольного покрытия четкий и строгий. Ковры однотонные, яркие, асимметричные или геометрической формы.

Постмодернизм в интерьере – это отказ от стереотипов, гармоничное сочетание элементов интерьера. Стиль энергичен, многолик и ультрасовременен, он предоставляет почву проявления индивидуальности и творческой фантазии в оформлении интерьеров.